Очередной поход пятой категории сложности* совершил житель Трёхгорного, КМС по спортивному туризму Александр Щукин. В составе сборной команды Челябинской области он покорил самые высокие вершины Полярного Урала. Александр Щукин был самым опытным участником лыжной экспедиции. Это путешествие он совершил в возрасте 64 года.
За 22 дня группа из пяти человек преодолела путь в 340 километров, включавший одиннадцать перевалов и шесть вершин: Большой Минисей, 643 м, Тугнагако, 1128 м (самый северный тысячник материкового Урала), Лядхей, 1166 м, Оченырд, 1375 м (высшая точка северной части Полярного Урала), Нгэтенапэ, 1338 м.
Подготовка к экспедиции
Александр Щукин, КМС по спортивному туризму:
— За плечами участников нашей команды опыт походов по Алтаю, Забайкалью, Кодару, Кузнецкому Алатау. Горную экспедицию планировали давно. Группа была сформирована ещё в прошлом году. Тогда же мы разработали летний маршрут по Восточным Саянам. Основательно подготовились, даже билеты купили на поезд, но за несколько дней до начала похода нам запретили экспедицию из-за коронавируса.
Но отступать мы не привыкли. И как только был снят ряд ограничений, связанных с COVID-19, стали готовиться к новому походу. Выбрали Полярный Урал. Разрабатывал и утверждал маршрут в Федерации спортивного туризма руководитель группы Сергей Хрипко. Идти решили в марте, стартовав с самой северной вершины Урала — Константинова Камня.
В этот раз мы взяли новейшее навигационное оборудование: триггер, отслеживающий наши передвижения с точностью до метра, и спутниковый телефон, благодаря которому можно было позвонить домой. Конечно, удовольствие не из дешёвых: минута разговора стоила примерно доллар. Но спутниковый телефон в таких походах — вещь необходимая: можно вызвать помощь в экстренной ситуации. Кроме того, наш товарищ, находившийся в Миассе, Николай Носков отслеживал все передвижения группы в режиме реального времени, получая координаты с триггера через спутник.
Отдельная история — это запас провизии. Рацион был рассчитан по белкам, жирам и углеводам и продуман до грамма, до калории!
Для облегчения веса рюкзаков вся еда была в основном в сушёном виде: каши с добавлением мяса, рыбы. Пайки, рассчитанные на один приём, были заранее расфасованы по отдельным пакетам. В итоге общий вес снаряжения, например, у меня составил 54 кг. Груз тащили в рюкзаках и на специальных санях.
В этом походе мы шли без костров, «на холодную». Еду готовили на специальных корейских примусах, работающих на бензине, потому что другое топливо на большой высоте малоэффективно.
Начало пути
Одной из главных целей экспедиции было посещение самой северной части Полярного Урала с хребтами Минисей, Лядхей и Оченырд, поэтому именно оттуда мы и стартовали, а завершили маршрут на станции Собь. Отправление было 9 марта поездом из Челябинска.
Четыре дня добирались до Воркуты, где в итоге пришлось пережидать в гостинице внезапно ударившие сорокаградусные морозы и пургу.
Лишь в ночь на 14 марта спецтехника забросила нас на стартовую точку маршрута, пурга так и не дала подняться на Константинов Камень — северную вершину Урала. Но зато потом почти на неделю установилась ветреная, но ясная погода.
В прежних экспедициях на Полярный Урал приходилось суток по пять пережидать метель в палатках. В этот раз нам повезло с погодой: за месяц в подобных обстоятельствах мы оказались только однажды. Ветры там валят с ног в буквальном смысле слова! Даже в туалет сходить было проблемой: приходилось копать яму в снегу.
Преграды
Полярный Урал — уникальный район. На нашем маршруте оказалось много ледников. Один из них — ИГАН (Институт географии Академии наук) — самый крупный на Полярном Урале. Глубина ледяных колодцев в верхней части «языка» достигает иногда 35 метров. Ниже лёд испещрён ручьями, впадающими в озеро. Площадь Ямальского ледника с годами сокращается, но пока говорить о его исчезновении рано.
Одним из самых выдающихся достижений нашей экспедиции было преодоление двух высших точек Полярного Урала — Оченырд и Нгэтенапэ.
За Полярным кругом высота ощущается совершенно по-другому. Альпинисты считают, что высоту за Полярным кругом нужно умножать на три. Существует даже такое понятие, как «широтное отсутствие кислорода».
Специфика ещё и в том, что подножье горы находится на уровне 150 метров при общей высоте 1375 метров. Таким образом, при восхождении получаешь набор высоты более 1200 м, а это весьма существенная нагрузка для организма.
Все дни шли через белую мглу, а нашими спутниками были мороз и непрекращающийся ветер. Это белое безмолвие очень давит на психику. Сложно идти, когда зачастую ты не видишь даже носков лыж. Приходится ориентироваться в основном на данные навигатора и иногда проглядывающие сквозь пургу вершины. Встречались перевалы, которые нужно было преодолевать с помощью альпинистского снаряжения. Были изнурительные многокилометровые переходы на лыжах. И на «кошках» много прошли.
Экспедиция была долгой. Из Челябинска выехали 9 марта, а дома я оказался 9 апреля. Уже 11 апреля позвонил президент Федерации спортивного туризма России, поздравил нас с благополучным преодолением маршрута пятой категории сложности. Ему скинули трек нашей экспедиции, и он убедился, что мы действительно прошли такой сложный путь.
Впечатления
Трижды видели северное сияние, это было очень завораживающе! Чтобы его сфотографировать, нужны спецтехника и большое терпение. А наблюдать за этим явлением, когда небо переливается десятками оттенков, можно бесконечно.
С горы Оченырд открывается потрясающий вид на вершины южного горного массива с острыми хребтами, напоминающими спину динозавра. Удивительное место! Побывав там однажды, будешь помнить его всегда и жить мечтой о новой встрече с Полярным Уралом.
В этом зимнем походе мы все обгорели на солнце. Местные жители выглядели примерно так же. Воздух очень сухой. Представьте себе, в минус тридцать, при ветре человек получает солнечные ожоги!
А снег там белый-белый и чистый! Его мы использовали для приготовления чая, еды. И в котле всегда была абсолютно прозрачная вода! Например, когда то же самое мы делали на Алтае, всегда был какой-то налёт на стенках кастрюли.
Новый туризм в тундре
Удивил новый вид развлечений туристов в тундре. Туда приезжают ребята из Воркуты и других городов просто «погоняться»! Они катаются по тундре на горных лыжах и сноубордах, ловя ветер кайтами — как парусами. Природные условия этому благоприятствуют. Кругом ровный снег и постоянный ветер — всё для идеальных занятий этим увлекательным видом спорта. Говорят, за день можно пройти таким образом больше двухсот километров. По сути, можно сказать, что в тундре появляется новый вид спорта.
Жизнь за Полярным кругом
Места там безлюдные. Встретить туристическую группу практически нереально. Когда мы мониторили заявки путешествующих по Полярному Уралу, помимо нас там находилось ещё три группы, но мы их не видели. Несколько раз встречали местных жителей — хантов, ненцев. Там, где мы шли, у них расположены летние пастбища. Местные жители сейчас редко передвигаются на нартах. У всех есть снегоходы.
Нам сложно, конечно, представить, как в таких суровых условиях люди живут всю жизнь. Для того чтобы провести на Полярном Урале несколько недель, мы готовились много месяцев! А они каждый день находятся в таких условиях! Север живёт своей жизнью. Там очень красиво.
К сожалению, мы не попали на праздник Севера, который проходит ежегодно в Салехарде, опоздали немного. Побывать в Салехарде и не зайти в музей мамонта было непростительно. Кстати, в Салехарде восстановили крепость Обдорск на берегу Оби. Первое поселение там было основано в 1595 году. Город очень понравился, он быстро развивается: исчезают бараки, строятся новые кварталы, население увеличивается, открываются новые производства.
Важную роль в жизни местного населения играет железная дорога. К сожалению, сейчас поезда редко останавливаются на маленьких станциях, что очень неудобно местным жителям и туристам. Раньше ханты и ненцы на оленях подъезжали к станции, садились в поезд и ехали в Воркуту или Салехард решать какие-то вопросы. А туристы выходили из поезда прямо в тундру. Как будет сейчас, не очень понятно. Воркута сейчас выглядит удручающе: всюду заброшенные пятиэтажки. Шахты закрываются, люди уезжают.
Что манит на Полярный Урал
Полярный Урал завораживает своими просторами, интересными встречами. Летом — это замечательная рыбалка, сплавы по разным рекам, ягоды, грибы. Многие едут туда отдохнуть от цивилизации. У нас осталось не так много мест, где можно побыть с природой один на один.
Меня же привлекает спортивная составляющая таких походов, где приходится выкладываться на все сто! Нет ни минуты отдыха! Включаешься в работу с того момента, как вылез из спальника! Целый день что-то делаешь до следующей ночёвки. Из таких экспедиций возвращаешься домой обновлённым и «пустым», как барабан! Мне нужно дней сто, чтобы прийти в себя после походной жизни. Только потом, осознав и переварив то, что произошло, я могу делиться впечатлениями. А вообще, я верю, что человек, преодолевший препятствие, получает его силу. Надеюсь, вершины Полярного Урала не были моим последним преодолённым препятствием!
————————-
*Количество категорий сложности во всех видах активного туризма — 6. С возрастанием категории сложности похода увеличивается его трудность от I до VI. Категорию сложности маршрута определяют локальные препятствия, встречающиеся на его пути. В трекинге (горном туризме) — это перевалы, в водном туризме — пороги, в спелеотуризме — пещеры и т. д.