Представители Златоустовской епархии и благочиний, ЧООО «Кирилло-Мефодиевское просветительское общество» (г. Челябинск), педагоги школ и дополнительного образования Челябинской области, воскресной школы Трёхгорного, преподаватели и студентов ТТИ НИЯУ МИФИ стали участниками Рождественских образовательных чтений.
Посвящены они были теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» и проходили в актовом зале ТТИ НИЯУ МИФИ.
Артемий Ведерников, руководитель отдела религиозного образования и катехизации златоустовской епархии, протоиерей:
— Наше мероприятие — региональный этап XXXI международных Рождественских образовательных чтений. Этот церковный общественный форум объединяет духовенство, представителей власти, научную и культурную общественность, педагогическое сообщество. Очный этап проходит в конце января в Москве.
Перед тем, как докладчики представили свои сообщения, к присутствующим обратился епископ Викентий Златоустовской епархии:
— Я искренне рад всех приветствовать на Рождественских чтениях, которые всегда начинаются осенью. Наша встреча проходит в ТТИ НИЯУ МИФИ, за что от души всех благодарю и в первую очередь директора вуза Татьяну Улитину за возможность встретиться и поговорить о тех вызовах глобальности, которые, к сожалению, были, есть и будут.
Сейчас непростое время, как об этом очень часто говорят. Но непростое время было всегда. В XX веке наше Отечество переживало много трудностей, испытаний — революции, Первая мировая война, Великая Отечественная война. Но и в ХХI веке мы были свидетелями, как на нас пытались исподтишка воздействовать: вспомним конфликты на Кавказе. Это было рукотворённое, извне придуманное разделение народов по национальному признаку, когда развалился некогда великий Советский Союз.
И в наши дни мы вновь переживаем непростое время. Но я хочу больше поговорить не о политике, а о духовной составляющей…
Русский — сегодня это даже не национальность, а мировоззрение. И понятие «русский мир» — это не национальное какое-то самосознание, это понятие Великой Святой Руси, которой мы с вами принадлежим.
Я часто упоминаю в проповедях замечательные слова Преподобного Феодосия Черниговского, который ещё в XIX веке говорил такие слова: «Россия, Украина, Беларусь — вместе мы Святая Русь». Так вот, это единство Святой Руси всегда подвергается страшному разделению и нападению. И это то, что сейчас происходит на Украине, которая, по сути, является колыбелью Святой Руси. Ведь мы знаем, что была Древняя Русь со столицей в городе Киеве. Она стала колыбелью не только нашего русского мира, она стала колыбелью, где мы приняли крещение, когда князь Владимир крестил тогдашнюю Киевскую Русь. Оттуда пошло развитие нашей с вами русской цивилизации. И вот сейчас нам пытаются всячески навязать, опять же извне, что жители Украины — иной народ, чуждый нам. Но мы должны хорошо помнить и знать историю: тот, кто не помнит своего прошлого, у того не будет будущего.
Наша конференция в том числе посвящена тому, чтобы вспомнить прошлое, то наследие, которое нам оставили Святой князь Владимир и Креститель Руси, который, напомню, не был украинцем по национальности: само слово «украина» появилось только на заре XIX века.
Филологи и историки знают, что слово «украина» происходит от русского слова «окраина». Окраина чего? Мы с вами, живущие в Российской Федерации, никак не можем назвать Киев окраиной, потому что, по сути, это колыбель нашей цивилизации. «Окраиной» её обозвала современная католическая Польша, которая всегда пыталась эту землю поработить и захватить. Мы знаем, и не только по произведению Гоголя «Тарас Бульба», как кровью и потом казаки отстаивали землю православную, землю русскую. Если внимательно посмотреть на духовную историю нашей страны, то мы увидим, что поляки пытались не только оружием, но и идеологией нашу с вами истинную колыбель цивилизации изничтожить, даже по названию. Ведь Киевская Русь потом со временем превратилась в Малороссию. Не в смысле младшую, а в смысле — «начало». Как мы говорим — «малая Родина». Так вот, с Киевской Русью, которая называлась потом Малороссией, Малой Русью, сделали всё, чтобы название сменить, чтобы не было там слова «Россия». И из-за этого её тогда просто обозвали «окраиной».
Но, повторюсь, мы не можем эту часть земли называть «окраиной», потому что это колыбель нашей русской цивилизации. И сейчас эту колыбель пытаются снова оторвать от нас. Потому что в единстве Россия, Украина и Белоруссия составляют большой духовный кулак, который не даёт вклиниться тлетворному западному разложению. И ребята наши на Украине находятся сегодня на исконно русской земле. И для того они взяли оружие, чтобы положить конец всем войнам.
Я сам родился в Приднестровье. Дед у меня был военнослужащим и ещё в 1947 году переехал туда. Я был свидетелем, как в 1992 году из Молдавии всячески пытались изжить русскоязычное население. Говорили: «Чемодан, вокзал, Россия». Прошло много десятилетий. Но люди, проживающие на территории современного Приднестровья, продолжают испытывать давление. И это — давление западных стран.
Сегодня мы видим на Донбассе подобную ситуацию. Людей, которые говорят на нашем с вами языке, людей, которые ценят единство Святой Руси, начали уничтожать. Уничтожать только потому, что они не поддержали перевороты, которые происходили в Киеве. Уничтожают не только физически, но и духовно, создавая в Киеве искусственную, якобы православную, религию. Пришлые люди пытаются развалить страну и разобщить людей.
Иногда мы думаем, что всё это происходит далеко и нас с вами не касается. Нет, это касается всех! Что мы можем сделать? В первую очередь, надо не забывать, что нужна молитва. И нужно понимание, что мы противостоим не только тем, кто сейчас захватил власть на Украине, но и всемирному злу, которое всегда пыталось покорить, победить всё доброе, истинное, в том числе и христианское. Отличать нужно, где есть добро, а где зло. Стойкости всем и мудрости.
11.11.2022 / Газета «Спектр»